Cannabis. Мифы и реальность.
«Я дал вам всякую траву» (Книга Бытия, I, 29)

Мировую прессу облетела новость, неприятно поразившая многих, - господин Джорж Сорос, американский миллиардер, основатель Фонда Сороса, поддерживающего различные культурные проекты в нашей разорённой стране, выступил за легализацию марихуаны в США (для начала - в медицинских целях)... «Что это с ним? - спросил один читатель-пуританин в письме, добиравшемся до нас целых 2 месяца из Челябинска. - С жиру бесится? Зачем ему трава? И как наша страна может принимать деньги от типа, требующего легализации этой дряни?». Действительно, как это наша страна вообще может принимать деньги на нужды российской культуры от Сороса и Клавдии Шиффер (какие-то жалкие 10.000 долларов, унизительная подачка от богатой тётки, для Ленинки), когда наше попсовое и роковое жлобьё не слезает с золотых унитазов, ковыряя в носу..? Почему бы той же Алле Борисовне с волооким Филом не отстегнуть пару-другую миллионов на святое дело спасения книг и картин, являющихся достоянием Республики? Почему бы сильно поблатневшему Макаревичу с остальными «машинками» не помочь академику Д.С.Лихачёву, последнему интеллектуалу нашей Родины, заплатить за отопление дачи под Питером, чтобы академик мог нормально работать (зарплату российским академикам, в в отличие от «звёздных гонораров», власти, как известно, не платят, а с шапкой по кругу академикам гордость пойти не позволит)? Можно бесконечно продолжать задавать эти «почему» на тему нищенства российской культуры и бесстыдства наших поп-роковых животастых звёзд, теряющих ощущение корней... Но - вернёмся к Дядюшке Соросу и травке. Несомненно, мистер Джорж знает о марь-ивановне что-то, что не знает Иван Иванович Иванов из районного отделения милиции, и поэтому он решил вписаться во всемирное движение за легализацию этого хитрого растения. Интересными размышлениями по травяному вопросу с РАЙДЕРОМ поделился наш старый приятель, автор статей о Шульгине, Тимоти Лири и Маккенне и всяких психоделиках, Л.С.Деев. На наш пустынный взгляд, информация, содержащаяся в предложенном им материале, заслуживает внимания забрисок и примкнувших к ним.


Мифы настоящие и официальные.
Вряд ли найдётся другое такое растение, которое было бы известно человеку столь давно и при этом было бы окутано столь плотным облаком мифов и предрассудков, как конопля.

В принципе, всякое психоактивное и вообще значимое для человека растение всегда бывает окружено большим или меньшим количеством мифов, спонтанно рождаемых бессознательным человеком и отражающих в образной форме историю взаимодействия человека с этим растением. Существует такая мифология и вокруг конопли. Однако в наше время она, к сожалению, оказалась вытесненной другими мифами, созданными конкретными людьми и с определёнными целями, мифами, которые на разные лады повторяет официальная пропаганда и которые мы с целью отличия от первых, настоящих, мифов решили назвать «мифами официальными».

Каковы же цели «официальных» мифов? Они вполне очевидны: оправдать существующий в настоящее время в подавляющем большинстве стран запрет на использование конопли. Напомним: запрещены разведение, хранение, перевозка и продажа этого растения. Так, в США, например, за это можно получить от 5 (за хранение) до 20 (за перевозку) лет заключения, в Англии, соответственно, от 5 до 14 лет, в России - от 3 (без цели сбыта) до 10 лет, в Иране, наконец, за перевозку конопли грозит смертная казнь.

Столь строгие запретительные меры, естественно, нуждаются в оправдании, каковая роль и отводится официальной мифологии. В течении многих лет она довольно исправно делала своё дело, сея в обывателе ужас перед «растением-убийцей» и прикидываясь при этом заботой о здоровье людей.

Однако судьба официальных мифов, в отличие от мифов настоящих, всегда незавидна. Рано или поздно из абсурдность становится очевидной, а ещё через некоторое время, о них уже вообще никто не вспоминает. По-видимому, начало этого процесса мы сейчас можем наблюдать. Согласно данным ООН 1, в 1951 году, на волне развёрнутой в США и распространившейся оттуда по всему миру беспрецедентной компании против марихуаны, в мире насчитывалось 200 миллиардов регулярных потребителей каннабиса. Спустя тридцать лет эта цифра возросла до 100 миллионов. Иначе говоря, ряды курильщиков и поедателей конопли увеличиваются ежедневно почти на 10 тысяч человек!

Очень трудно поверить в то, что миллионы мужчин и женщин на всей планете, рискуя свободой, неустанно вредят себе, не обращая никакого внимания на отеческую заботу сил правительств. Попробуем разобраться, в чём тут дело.

Запретный плод.
Для начала - небольшая ботаническая справка. В наше время большинство учёных выделяет три вида конопли. Наиболее распространённый из них - конопля посевная (cannabis sativa) - отличается высоким ростом (до 5 метров), небольшим количеством ветвей и крепкими волокнами. В диком виде это растение распространено в Индии, Китае, Монголии, Афганистане, Пакистане, странах Средней Азии и ряде других. раньше этот вид был широко распространён в качестве технической культуры, однако в связи с запретом в настоящее время его посевы сильно сократились.

Индийская конопля (cannabis indica) - ниже ростом (до 2,5 метров) и более ветвистая. В диком виде она в наше время не встречается, а культивируется, в основном, в странах тропического и субтропического поясов.

Наконец существует ещё конопля сорная (cannabis ruderalis) - низкорослое растение с малым количеством ветвей, которое обнаружено пока только на территории нашей страны.

Наиболее психоактивной является индийская конопля (которая только для этого и разводится), наименее - сорная.

Психоактивные ингредиенты конопли содержащиеся в смоле, покрывающей листья и цветы растения. Основными из них являются тетрагидроканнабинолы (ТГК), однако эффект растения определяется ещё по меньшей мере 60-ю веществами сходного строения (каннабиноидами), так что состав смолы каждого растения уникален, равно как и его действие на психику.

Как психоактивное растение конопля употребляется в трёх основных формах. Во-первых в дело идёт смола, собранная с цветов женских растений. Этот сбор традиционно происходит следующим образом: сборщики раздеваются догола и идут, широко разведя руки, через поле конопли, а затем соскребают налипшую на тело смолу. Далее она особым образом обрабатывается и прессуется в шарики или брески. Приготовленная таким образом смола называется «чарах», «гашиш», «хэш», «пластилин» и т.д. и является наиболее сильным препаратом конопли. Во-вторых, собираются цветущие верхушки женских растений, которые затем высушиваются или употребляются без дальнейшей обработки. Этот препарат называется в Индии «ганджа», а у нас «шишки», «бошки», «головы» и т.д. Иногда, для придания особой силы «шишкам», в период цветения женские растения отделяют от мужских, в результате чего они не образуют семян, зато производят смолу повышенной психоактивности. Такую ганджу называют «синсимильей», что происходит от испанского sensimilla, т.е. «безымянная». Наконец, используются так же листья котопли, которые сушат, а затем измельчают. Этот наименее сильный, зато дешёвый и доступный препарат называют в Индии «бханг», а в Америке - «марихуана», или «травка» и т.д.

Наиболее распространённым способом употребления конопли в наше время является её курение в чистом виде, либо в смеси с табаком. Употребляют её и внутрь: гашиш - прямо так, а марихуаны - предварительно обжарив в масле. Используют так же масляный, молочный, а так же спиртовой экстракты. На Востоке популярно добавление конопли в кондитерские и другие блюда. В целом, употребление каннабиса внутрь менее эффективно, хотя и имеет более длительное действие.

В чём его сладость.
Чем же так привлекательна трава? Согласно мнению большинства исследователей, ТГК является лёгким психоделиком, т.е. изменяющее сознание веществом. Поэтому харктер его действия, как и всех других подобного рода веществ, во многом определяется складом личности принимающего его человека, его состоянием в момент приёма и обстановкой, в которой это происходит. Не последнюю роль играет, конечно, доза и характер введения вещества в организм. Кроме того, каннабис обладает одной интересной особенностью, выделяющей его из других психоактивных веществ: часто на новичка он действует слабее, чем на опытного курильщика. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что трава является наиболее мягким психоактивным веществом, обладающим женской сущностью, поэтому действие её на психику человека не сопровождается насилием, как это происходит в слечае употребления алкоголя или опиума. Если человек заинтересован в общении с травой, он должен открыться ей, определённым образом настроить на неё свою психику, и тогда её действие станет для него более ощутимым.

Описание действия психоделических веществ является довольно трудным, поскольку опыт каждого человека чем-то уникален. Приведём поэтому лишь наиболее общие характеристики действия каннабиса, воспользовавшись для этого известным исследованием Чарльза Тарта (Ch. Tart) “On being stoned” (1971), основанным на опросе 150 опытных курильщиков. Из довольно длинного списка выберем лишь наиболее существенные: физическая релаксация, ощущение физического и психического комфорта, обострение и утончение ощущений, изменение восприятия пространства и времени (время как бы «растягивается», то же самое можно сказать и о пространстве при ходьбе), активизация образного мышления, открытость восприятия, обострение чувства юмора, лучшее понимание других людей, лёгкость принятия противоречий, повышенный аппетит, лёгкость засыпания (при окончании действия).

Приведём теперь для объективности ряд характеристик из того же исследования, которые кое-кому могут показаться нежелательными: периодическое забывание предмета разговора, рассеянность, трудности с чтением (особенно при больших дозах), нежелание контролировать ситуацию, утрата интереса к социальным играм.

Как видно из приведённого списка, каннабис хорошо подходит для отдыха в кругу друзей или в одиночестве под любимую музыку, а так же для любого вида творчества. С другой стороны, от него лучше воздержаться при вождении транспорта, во время деловых переговоров, выступлений в суде, командованием армией, бесед с психиатром и т.д.

Теперь немного о продолжительности действия травы. При курении появляется через 1-10 минут и продолжается до 2х часов, с сохранением остаточных явлений ещё на 2 часа. При употреблении внутрь эффект проявляется через 30-60 минут и длится до 6 часов.

Немного истории.
Археологические данные относят первое знакомство человека с коноплёй к 8 тысячилетию до н.э. В Древнем Китае из неё изготовляли одежду, обуви и верёвки, а так же бумагу. Первое упоминание о психоактивных свойствах конопли содержится в «Атхарваведе», где она упоминается в качестве одного из пяти священных растений Индии. Почиталась она так же в Тибете, где играла важную роль в ритуала тантрического буддизма. Упоминается она и в иранской «Авесте». Само же латинское название от ассирийского «канубу», каковое слово упоминается в письме, датированном VII в. до н.э. Культивировалась конопля и в Древнем Риме, где из неё изготовляли текстиль, верёвки, а из семян отжимали масло, употреблявшееся в кулинарии и для освещения.

В Европу коноплю занесли, по-видимому, скифские и другие кочевые племена. Урна, содержащая листья и семена конопли, которую археологи обнаружили неподалёку от Берлина, датируется приблизительно 500г. до н.э. О психоактивных свойствах конопли прекрасно знал «отец алхимии» Парацельс, упоминает о них и другой алхимик, Франсуа Рабле, в своей великой книге пож вымышленным названием «пантагрюэлион».

В Америку коноплю, по всей вероятности, завезли испанцы. Во всяком случае, пока нет достоверных данных о том, что она была известна населяющим Новый Свет племенам до этого. В XVII в. англичане стали культивировать её сначала в Канаде, а затем в Виржинии и Новой Англии. Занимались разведением конопли и отцы-основатели Соединённых Штатов - Джорж Вашингтон и Томас Джефферсон, правда, пока точно не установлено курили ли они.

Что же касается наиболее психоактивной индийской конопли, то поначалу ареал её распространения ограничивался Дальним Востоком и Индией, откуда она проникла в Персию. Затем арабские завоеватели понесли её дальше, в Африку, где она быстро распространилась по всему континенту. Евпропейцы же не проявляли к ней интереса вплоть до XIX в., хотя до них доходили, конечно, восточные «гашишные легенды», включая знаменитый рассказ Марко Поло о Горном Старце с его «гашишинами». Самое смешное то, что в 30е годы уже нашего века эту красивую легенду попытались использовать новые мифотворцы для обоснования своего тезиса о том, что марихуана способствует росту преступности.

После колонизации Индии и похода Наполеона в Египет знакомство западных людей с индийской коноплёй стало неизбежным. Достоверно известно, что учёные мужи которых Бонапарт в изобилии взял с собой в экспедицию, вывезли из страны пирамид несколько килограммов гашиша.

В середине 40-х годов XIX в.в Париже, вокруг психиатра Жака-Жозефа Моро де Тура, изучавшего действие гашиша в Египте и на Ближнем Востоке, сформировался «Клуб гашишинов», куда входили такие известные в литературном мире фигуры, как Теофиль Готье, Шарль Бодлер, Жерар де Нерваль, Александр Дюма, Оноре де Бальзак. Некоторые из них оставили литературные описания своих опытов с новым веществом, что, безусловно, способствовало пробуждению к нему интереса.

Начало запрета.
В целом. На всём протяжении XIX в. каннабис, не смотря на всю его доступность (препараты конопли свободно продавались в аптеках), не приобрёл большой популярности.

Положение стало меняться с началом века нынешнего. Здесь инициативу взяли на себя американцы. Употребление марихуаны впервые было замечено в начале 1910-х в Нью-Орлеане, куда её привозили мексиканские рабочие. К этому времени траву уже более полувека курили в Латинской Америке и в странах Карибского бассейна. Особенно вырос к ней интерес в Штатах после введения там в 1920 году «сухого закона».

В 1925 году была подписана Женевская конвенция, в которой по требованию Египта и Южной Африки каннабис был причислен к наркотическим веществам со всеми вытекающими из этого последствиями.

Попытки запретить коноплю, в общем-то, предпринимались и раньше. Власть имущим всегда казалось подозрительным стремление их подданных ускользнуть от тотального контроля в некую недоступную область, где они чувствовали себя совсем неплохо без всяких забот о себе со стороны властей. Известно, что ещё в XIV в. на Ближнем Востоке эмир Саудон Шейхауни подвергал заключению всякого, кто был уличён в курении каннабиса, а его стражники выбивали несчастному все зубы. Эти суровые меры, как, впрочем, и все последующие ни к чему не привели, если не считать, конечно, ускоренного развития зубопротезирования. Однако, в отличие от прежних запретов, носивших локальный характер, Конвенция 1925 года была направлена на запрещение каннабиса повсеместно.

В 1930 году в Соединённых Штатах на пост главы вновь созданного Бюро по наркотикам был назначен Харри Дж. Энслинджер. Именно этому человеку принадлежит сомнительная слава творца официальных мифов о конопле, полное и окончательное искоренение которой в своей стране он, видимо, поставил своей целью. Трудно сказать, чем именно не угодило ему это растение. Может быть, ему не нравился его внешний вид или у него вызывал мучительную аллергию его запах, однако, вернее всего, Энслинджер просто выполнял заказ нефтехимических и химических концернов, заинтересованных в устранении конопли с рынка смазочных материалов и волокон.

По указанию и при непосредственном участии Эслинджера, в печати была развёрнута беспрецедентная компания против марихуаны, объявлявшая её «убийцей юношества» и приписывавшая ей самые невообразимые вредные свойства. В истерических воплях совершенно утонули трезвые голоса врачей и учёных, призывавших не торопиться с выводами. К 1937 году в 46-ти из 48-ми штатов марихуана была запрещена.

В 1960 году, по инициативе США, 60 стран подписали Единую Конвенцию ООН по наркотикам, направленную на согласование законодательств стран-участниц в этом вопросе. В данном любопытном документе провозглашается к концу 80-х полное избавление человечества от наркотиков (очевидно, вместе с построением коммунизма).

Марихуана и хиппи.
В начале 60-х годов как в Штатах, так и в Европе, люди не проявляли особого интереса к траве. Положение коренным образом изменилось в середине 60-х, когда на улицах Сан-Франциско появились первые хиппи. В их культурный (или, наверное, правильнее контркультурный) стиль трава, с навеваемым её дымком открытостью, непосредственностью и неагрессивностью, вписалась как нельзя лучше. Настолько хорошо, что в сознании политиков и госчиновников образ курильщика марихуаны стал ассоциироваться с образом хиппи.

В 1964 году известные в Хэйт-Эшбери братья Телин открыли первый "headshop", где продавались книги, диски и плакаты, посвящённые марихуане, а так же трубки, кальяны и другие приспособлении для её курения. Вскоре такие магазины появились в каждом крупном городе Штатов, а плакаты эслинджеровой эпохи, пугавшие «безумием марихуаны», сменились другими – изображавшими поэта Алена Гинзберга с табличкой: "POT IS FUN" («ТРАВА – ЭТО УДОВОЛЬСТВИЕ»).

Всё это существенно изменило имидж марихуаны, и скоре её курение стало делом вполне обычным во всех слоях американского общества. Иными словами она сделалась чем-то вроде виски во времена «сухого закона».

В 1937году штат Орегон сделал первый шаг на пути легализации каннабиса, снизив наказание за хранение его небольших количеств, а в 1975 году Аляска легализовала у себя хранение любых количеств для личного потребления. Вскоре к ним присоединились ещё 12 штатов, в той или иной степени смягчивших свои законодательства в отношении травы.

Аналогичные перемены происходили и в Европе. В середине 70-х Голландия стала первой европейской страной, легализовавшей у себя продажу каннабиса в специально отведённых для этой цели «кофи-шопах». Совсем недавно, осенью 1996 года, её примеру последовала Италия. Можно ожидать, что в ближайшее время к ним присоединится Германия, где трава уже фактически легализована в большинстве земель. Так что процесс, как говорится, пошёл.

Каннабис в России.
Нам, к сожалению, ничего не известно о немедицинском использовании каннабиса в дореволюционной России. По-видимому, оно. Если и существовало, то не было сильно распространено. Препараты конопли при этом свободно продавались в аптеках. Так, «Энциклопедия практической медицины» 1909 года издания, среди экстрактов и настоек упоминает также «грудные сигаретка», обладающие «весьма приятным и слегка наркотическим действием».

После Октябрьского переворота все психоактивные вещества, за исключением любимого напитка пролетариата, оказались под строгим запретом. Страна Советов активно участвовала во всех международных конвенциях о запрете наркотиков, благо, что такой запрет было довольно легко осуществить в условиях тоталитарного режима и информационного вакуума.

Так продолжалось, видимо, до наступления «хрущёвской оттепели». Во всяком случае, поэт и музыкант Алексей Хвостенко вспомнил в интервью питерской газете «Смена», что в конце 50-х он и его друзья-битники уже прекрасно знали, где в Питере можно купить «баш» анаши. Сказалась близость Средней Азии, где её курение всегда было частью традиционного уклада, и особенно Казахстана с его знаменитой Чуйской долиной, откуда и до сих пор поступает к нам основная масса травы. В начале 70-х эстафету у битников, как и положено приняли хиппи, которые, подобно своим западным собратьям, активно популяризовали каннабис на просторах нашей Родины (здесь позволю себе отметить, что хиппи в России появились раньше начала 70-х, где-то в 1966-67 гг., и они уже покуривали – профессор Райдер).

В настоящее время по уровню распространения каннабиса мы, наверное, приближаемся к Штатам середины 70-х. даже при отсутствии достоверной статистики можно с уверенностью скзать, что за прошедшее десятилетие количество его потребителей в нашей стране не просто выросло, а выросло значительно. Любителей травы теперь модно встретить в любых слоях общества (если брать возрастной срез до 40 лет), именно в этом смысле надо понимать высказывание одного из отечественных наркодиллеров, показанного недавно по телевидению, который сказал, что «сейчас курят все».

В этих условиях всё громче звучат голоса тех. Кто требует ужесточить наше и без того не самое гуманное законодательство. В качестве аргументов они как заклинания повторяют худшие образцы зслинджеровских мифов. Стоит, однако, задуматься, нужно ли нам тратить силы и средства на новый виток борьбы, которая, как это теперь уже ясно, потерпела полный крах на Западе.

Разоблачение мифов.
Появление в печати первых документированных исследований воздействия каннабиса на организм человека относится к началу 70-х, хотя такие исследования проводились и раньше. Их выводы камня на камне не оставляют от обвинений, возведённых на это растение официальной пропагандой.

Чтобы разобраться по существу, приведём сначала список этих обвинений. Итак, марихуану обвиняют в том, что она: 1) вредит здоровью, 2) вызывает привыкание, 3) ведёт к употреблению более опасных наркотиков, 4) вызывает негативное изменение личности, 5) способствует преступности.

Начнём по порядку. Среди многочисленных заболеваний и расстройств, которые якобы вызывает употребление марихуаны, фигурировали, конечно и рак лёгких, и традиционные хромосомные нарушения (в этом обвиняли также ЛСД), и слабоумие. И даже такие фантастические, как гормональные нарушения, вызывающие увеличение грудных желёз у мужчин.

В 1975 году появилось первое всеобъемлющее исследование воздействия каннабиса на организм человека под названием "Ganja in Jamaica", которое финансировалось Центром по изучению наркотиков при Национальном институте психического здоровья США. Как видно из названия, исследование проводилось на Ямайке, где растёт особенно сильная конопля и где её курение весьма распространено. Исследование охватывало людей, куривших каннабис в больших количествах в течении 12-30 лет.

Приводим вывод исследования полностью: «У субъектов не выявлено никаких признаков органического поражения мозга или хромосомных нарушений, а так же никаких значительных клинических (психиатрических, психологических или медицинских) различий между курильщиками и контрольной группой» 2.

Выводы ямайского исследования были затем подкреплены многими другими. Неподтверждёнными оказались и отрицательное влияние марихуаны на иммунную систему, и то, что она вызывает ослабление сердечной деятельности.

Специально проведённое для демонстрации малой токсичности марихуаны исследование показало, что для умерщвления одной мыши (её смерть на совести Энслинджера) необходимо количество ТГК, в 40 тясяч раз превышающее то, которое содержится в обычном «косяке» 3. Напомним, что официально разрешенного никотина, содержащегося в 10-20 сигаретах, вполне достаточно, чтобы убить человека (при быстром введении).

Теперь по поводу привыкания. В настоящее время специалисты абсолютно убеждены в том. Что каннабис не вызывает физической зависимости 4, в основе которой лежит явление нейроадаптации, в отличие, скажем, от опиума или алкоголя. Что же касается психологической зависимости, то, действительно, многолетнее, непрерывное потребление больших количеств каннабиса способно её вызвать, как, впрочем, и телевизионные сериала, компьютерные игры, музыка, секс и ещё многое другое.

Обвинение марихуаны в том, что она ведёт к употреблению более опасных наркотиков, основано на факте, что большинство потребителей героина, например, действительно начинали с марихуаны в силу её большей распространённости. Опросы. Однако, показывают, что лишь незначительно количество курильщиков травы переходит на героин, поскольку остальные опасаются физической зависимости 5.

Теперь о психозах. Всем более или менее опытным потребителям каннабиса известно, что если выкурить много сильной травы, да ещё в неподходящем месте (на оживлённой улице например), то может возникнуть достаточно неприятное состояние, выражающееся в навязчивых мыслях, страхе, неприятных физических ощущениях. Всё это, очень точно называющееся на слэнге «изменой», не имеет, однако, ничего общего с психозом и довольно быстро проходит, если этому состоянию не потакать. В одном авторитетном индийском исследовании 6 были обследованы 466 курильщиков каннабиса, среди которых случаи психоза были отмечены лишь у 9ти. Эти цифры, по-видимому, отражают реальное соотношение между людьми с психическими отклонениями и нормальными, независимо от того, курят они каннабис или нет.

Негативные изменение личности, которые якобы вызывает марихуана, были обобщены в сформулированном в середине 60-х в США «синдроме утраты мотивации», проявляющемся в потере интереса к традиционным ценностям, таким как семья, карьера, материальный достаток и т.д. с последующей десоциализацией. Совершенно очевидно, что речь здесь идёт о стиле жизни хиппи с полным неприятием буржуазных ценностей и идеологией «выпадения» из чуждой им социальной системы. Однако нет никаких доказательств того, что подобные стиль жизни и идеология могут быть усвоены в результате курения марихуаны. С таким же успехом модно утверждать, что коммунистические идеи внедряются в сознание людей в результате употребления дешёвой водки, а фашистами становятся, попив пива с сосисками.

Теперь о преступности, которой трава якобы способствует. Ещё в 1938 году, в разгар антиканнабисной истерии, нашёлся здравомыслящий человек, решивший разобраться в проблеме по существу. Этим человеком был мэр Нью-Йорка Фиорелло Ла Гуардия (la Guardia). Созданная им комиссия из специалистов в области медицины, психиатрии, фармакологии, пенитенциарной психологии и др. сделала два важных вывода. Первый из них гласил, что «марихуана не является определяющим фактором в совершении преступлений», а второй – что «юношеская преступность не связана с курением марихуаны» 7.

Проблему связанной с каннабисом преступности следует поставить в иной плоскости. Преступность порождается не столько её употреблением, сколько абсурдным запретом на него. Вынуждающим миллионы в целом законопослушных граждан заниматься незаконной деятельностью.

Приведём в заключении вывод, сделанный в 1982 году американской Академией Наук после проведённых ею многочисленных исследований: «ОТСУТСВУЮТ УБЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТОГО, ЧТО МАРИХУАНА ВЫЗЫВАЕТ У ЛЮДЕЙ НЕОБРАТИМОЕ, ДЛИТЕЛЬНОЕ РАССТРОЙСТВО ЗДОРОВЬЯ, ВЫЗЫВАЕТ ПРИВЫКАНИЕ, ВЕДЁТ К УПОТРЕБЛЕНИЮ БОЛЕЕ СИЛЬНЫХ НАРКОТИКОВ, ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА СТРУКТУРУ МОЗГА И ВЫЗЫВАЕТ ГЕНЕТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ» 8.

Медики «ЗА»!
Каннабис имеет долгую историю использования в медицине. Его первое упоминание в китайской книге по медицине относится к XXVIII в. до н.э. Его применяли так же в традиционной медицине Индии. Египта, Южной Америки. Южной Африки, Тибета и Дальнего Востока. Пользовались им и древние греки. Его упоминают Авиценна и армянский естествоиспытатель XV в. Амирдовлат Амасиаци.

В европейскую медицину каннабис ввёл в середине 40-х годов XIX века У.Б.О’Шонесси, английский хирург и химик, профессор Калькуттского университета. С тех пор конопля успешно применялась (в основном в виде настоек и экстрактов) для лечения судорог, бронхиальной астмы, мигрени, бессонницы, болезненных менструаций, для облегчения состояния в климактерический период и при морфийной абстиненции. С введением запрета использование каннабиса в медицине прекратилось, равно как и исследование его терапевтических свойств.

В качестве лекарства конопля была вновь открыта в 1974 году, когда доктор Фредерик Блэнтон из Форта Лодердэйл сообщил об успешном лечении с её помощью глаукомы. В 1976 году выращенная в государственных плантациях университета штата Миссисипи конопля была впервые (после запрета) назначена в качестве лекарства одной из жертв этого грозящего слепотой заболевания. Это побудило ряд штатов легализовать каннабис для медицинских исследований.

В настоящее время Международное движение медиков за легализацию марихуаны, штаб-квартира которого находится в Сан-Франциско 9, приводит целый список возможных применений каннабиса в медицине. Помимо уже перечисленных, сюда входит такой важный пункт, как помощь больным раком и СПИДом, у которых марихуана снимает боли, помогает бороться с депрессией и стрессом, подавляет тошноту, стимулирует аппетит. Предпринимаются попытки использовать каннабис и в психотерапии, а так же при лечении больных алкоголизмом и наркоманией.

Кто против и почему.
Сразу же оставим в покое одураченных официальной мифологией – они просто не в курсе. Есть, конечно, и такие, кто в силу идеологических религиозных или моральных причин выступает против употребления всех или только некоторых психоактивных веществ и при этом считает себя вправе указывать другим, как надо правильно жить. Этих не переубедишь. Они сделали свой выбор, и судья им Бог, который, кстати, дал человеку «ВСЯКУЮ траву». Не думаем, однако, чтобы они делали погоду сегодня. Наш прагматичный век побуждает искать более земные основания.

В настоящее время существуют две социальные группы, которым легализация каннабиса была бы крайне невыгодна экономически. Это наркомафия и крупные производители алкоголя. Первые, в случае легализации, рискуют полностью лишиться своих сверхприбылей, которые тогда поступят в доход государства. Вторые же опасаются существенного снижения спроса на свой, не в пример более вредный и вызывающий тяжёлую зависимость товар.

Обе эти социальные группы достаточно могущественны, чтобы содержать своих политиков, законодателей и государственных чиновников. Они готовы оплатить труд любых официальных миротворцев. Это их интересы защищают политики, когда произносят громкие речи о здоровье нации, морали, традиционных ценностях. Это их интересы защищают законодатели, когда обрекают сотни тысяч людей на лишение свободы только за то, что они хотят быть по своему счастливыми.

В Декларации независимости, принятой мятежными штатами в 1762 году, есть слова: «Все люди созданы равными; ... они наделены своим творцом неотсуждаемыми правами; ... среди этих прав – Жизнь, Свобода и Стремление к Счастью». Декларация не конкретизирует, каким именно образом можно стремиться к счастью, а каким нельзя, и в этом проявилась мудрость политиков, её создавших. Возможно, эта мудрость была присуща им потому, что они выращивали коноплю, а не производили алкоголь.

Результаты запрета.
Было бы неверным полагать, что запрет не дал вообще никаких результатов. В том-то всё и дело, что он их дал, и нам всем будет полезно с ним ознакомиться.
Вот эти результаты:

  1. Криминализация значительной части населения.
  2. Неуважение молодых людей к власти и закону.
  3. Усиление организованной преступности.
  4. Коррупция среди государственных чиновников и в правоохранительных органах.
  5. Экологические катастрофы, вызванные хищническим истреблением полей конопли с помощью гербицидов (Колумбия, Бангладеш).
Вот та цена, которую мы все вынуждены платить за то, чтобы некоторые из нас не могли свободно вдыхать дым довольно безвредного растения.

Некоторые советы.
Мы отнюдь не призываем курить каннабис тех, кто его не курит. Тем же, кто этим уже занимается, позволим себе предложить несколько полезных советов английского доктора Ньюка (Nuke), автора книги "Potology".

  1. Не мешайте траву с табаком (обычно при курении каннабиса затягиваются глубже, а табак совсем не так безвреден, как трава).
  2. Пользуйтесь кальяном, чтобы охладить и профильтровать дым.
  3. Не курите много.
  4. Не курите часто (т.е. курите через день или только по вечерам и не обязательно всегда самую сильную траву).
  5. Не курите в неподходящем настроении и неподходящих местах (например, когда вы чем-то встревожены или находитесь в людном месте).
  6. Избегайте обращать на себя внимание полиции (не курите в барах, клубах, будьте осторожны в телефонных разговорах и т.д.).
  7. Не побуждайте курить других (особенно молодёжь).
  8. Избегайте приятельских отношений только на почве употребления каннабиса.
  9. Контролируйте нежелательные эффекты (сильное желание курить, забывчивость, страхи и т.д.).


Л.С.Деев

Примечания:

  1. “Potology”, Lifeline, 1995, p. 16
  2. P. Stafford “Psyhedelics Encyclopedia”, Ronin Publishing, 1992, p. 191
  3. Ibid., p. 195
  4. L. Grinspoon, M.D., “Marihuana Reconsidered”, Quick American Archives, 1994, p. 233
  5. Ibid., p. 252
  6. Ibid., p 259
  7. Ibid., p. 309
  8. “Psychedelics Encyclopedia”, p. 190
  9. International Medical Marihuana Movement, 3475 17th Street, San Francisco, U.S., California, 94114
Home
KOMnOCT