Сказ о Христиании.

Три Великих мечты обуревали Великого Хипа с пелёнок: увидеть Сан-Франциско (и умереть), посетить Амстердам и Христианию. О последней он слышал от угрюмого малаховского битника Сюра, который утверждал, что Христиания – ни что иное, как гетто для датских юродивых. Вроде еврейского гетто в оккупированной фашистами Варшаве. Но вот, наткнувшись на ворох старых андеграундовых журналов, Великий Хип обнаружил кое-что о Христиании. Обнаружил, перевёл и притащил к нам в недоумении – он думал, что там всё как в Амстердаме...


Начало.
Христиания имеет долгую красочную историю со своими битвами, победами и пораждениями. Многие их тех, кто начал этот эксперимент, больше здесь не живут. Однако мечта о свободной жизни и идея города, управляемого своими жителями, живёт до сих пор.

Людей в ближних и дальних пределах продолжает манить смесь анархии и любви, зародившаяся здесь, в Вольном городе, более двадцати лет назад.

Всё началось в 1971 году. Группа жителей района Christianshavn сломала ограду на углу Принсессегаде и Refshalevej неподалёку от Grey Hall. Они хотели устроить там детскую площадку, где могли бы играть их дети, и посадить какую-нибудь радующую глаз зелень.

В том же году состоялась выставка в Шарлоттенборге . Она называлась «No get for no get» («Нестяжательство ради нестяжательства»), и на неё собрались разного рода хиппи, чудаки и макробиотики, чтобы продать свой товар и выставить свои произведения. В связи с выставкой начала выходить альтернативная газета «Hovedbladet» (Head Magazine). Одна из опубликованных там статей рассказывала о заброшенных военных строениях в Badsmandsstraede Kaserne и предлагала тысячи идей по их использованию.

Не самым худшим было предложение пустить их под жильё многочисленных молодых людей, не имевших крыши над головой. Однако сквоттерское движение и альтернативные силы в лице «The New Society» (Нового Общества) так же нуждались в месте, где могли бы осуществить свои мечты. Статья спровоцировала массовую иммиграцию со всех концов страны. Эти люди хотели создать новую жизнь на основе общей собственности и свободы. Так родилась Христиания.

Дело принимает политический оборот.
Полиция много раз пыталась изгнать людей из этого района, но вынуждена была отступить, принимая во внимание величину территории и многочисленность обитателей. Вопрос приобрёл политическую окраску, и его обсуждение было перенесено в стены Парламента. Христиания заключила с правительством договор об оплате потребляемых воды и электроэнергии, и тем самым получила политическое признание в качестве «социального эксперимента». Предполагалось, что будет организован конкурс проектов по использованию территории, а до момента окончательного выбора такого проекта, эксперимент мог продолжаться.

На следующий год (1973) произошла смена правительства, а вместе с тем изменилось и отношение к Христиании. Теперь территория подлежала очистке и должна была быть закрыта. В этом году в Копенгагене проходила ассамблея НАТО, и театральная группа из Христиании «Solvognen» организовала целое представление с сотнями участников. Они представили, как натовская армия занимает Датское радио и другие стратегические пункты. В течении нескольких часов целая нация пребывала в сомнениях, происходит это на самом деле или нет. «Натовские солдаты» каждое утро занимались муштрой, совсем как настоящие, а вечером были заняты в спектакле в военном духе, который шёл в кабаре «Smack for Skillingen».

Между тем, Христиания была разделена на десять районов, каждый со своим правительством. Высшей властью стало общее собрание граждан. Все были заняты своим делом: помойная команда занималась сортировкой мусора, а сборщики металлолома сооружали печи из старых канистр из-под масла.

В Лоппене звучала самая разнообразная музыка – от народной турецкой, до любительских рока и джаза. Театр и полицейские акции были двумы характерными чертами, которые сделали Христианию известной в эти первые годы. В 1974 году на выборы в Городской Совет от Христиании было представлено двенадцать списков. Потом они были объединены в один, в результате чего в Совет от Христиании прошла одна представительница по женскому списку. Эта женщина носила на заседание Совета своего грудного ребёнка, при этом она публично кормила его грудью, что вызвало бурю эмоций не только в стенах совета, но и в прессе.

В том же году в Христиании было организовано празднование Рожденства для бедных и одиноких, а театр «Solvognen» снарядил для этого целую армию дедов Морозов. Они раздавали подарки и стару и младу в городских магазинах. Их, конечно, арестовали, но снимки полицейских, избивающих Санта-Клаусов, попали в газеты.

Празднование рождества для бедных и одиноких с тех пор стало традицией, во исполнение которой ежегодно около 600 человек получают бесплатную еду.

Угроза закрытия и «Воины Радуги».
К 1975 году Христиания стала игрушкой в руках государства и Городского Совета. В конце концов правительство решило, что территория должна быть очищена к 1 апреля 1976 года. Между тем, в Христиании процветала самая разнообразная деятельность: организовывались общественные бани, ясли и детские сады, производилась сортировка и переработка мусора, возводились общественные магазины и фабрики а «Solvognen» поставил пьессу «Everhoj» в Грей Халле. Это было переложение старой популярной пьесы в национальном духе. В пьесе особое внимание уделялось судьбе Вольного Города, и люди готовились к предстоящей конфронтации с государством.

Была создана «армия радуги». Все жители были разделены на рабочие группы, каждая из которых имела собственный цвет, характеризующий род её деятельности: красный – внешнее действие, зелёный – обеспечение продуктами питания, голубой – духовная поддержка и т.д. Все жители Дании были приглашены в Христианию, и около 10 тысяч из них действительно пришли. Некоторые из популярных датских рок-групп того времени выпустили диск в поддержку Христиании, который имел большой успех.

Первого апреля 1976 года ничего не произошло – Парламент отложил выполнение своего решения в последнюю минуту. Однако первое апреля стало днём массовой манифестации альтернативной Дании. Национальный музей Дании выпустил книгу об альтернативном обществе в Христиании, а архитекторы с энтузиазмом обсуждали идеи, почерпнутые в Вольном Городе.

Суд над государством.
В это время Христиания привлекла государство к суду по обвинению в нарушении обязательства. Если вы помните, в соответствии с решением Парламента от 1973 года должен был быть проведён конкурс проектов по использованию территории, а до этого момента её жители могли оставаться на своём месте.

К 1976 году этот конкурс всё ещё не был проведён, и поэтому, по мнению христианцев, решение об очистке территории являлось нарушением обязательства. Ожидалось, что судебное разбирательство отсрочит закрытие Христиании, однако в 1977 году дело было проиграно. Была подана апелляция в Верховный Суд.

В 1977 году состоялись выставка работ христианцев в Шарлоттенборге под названием «Любовь и Хаос» и массовый фестиваль. Весь Вольный Город был вымыт и отремонтирован, как говорится, с головы до пят. Хрисианцы выпустили также диск «Наша музыка», в который вошли раритетные стихи местных поэтов. В 1978 году дело в Верховном Суде было проиграно, и Христиании снова пришлось объявить мобилизацию. Был выработан план поднятия на защиту Христиании сотен тысяч людей, и снова представитель Вольного Города выставил свою кандидатуру на выборах в Городской Совет. Программа включала в себя среди прочего требование оставить Христианию в покое для общего блага. Представитель Христиании прошёл в совет и в течении следующих двух лет получил широкую известность как яростный оппонент «разрушителей трущоб». Парламент решил на этот раз, что должен быть составлен план благоустройства местности и что территория должна быть «приведена в нормальное состояние», ни одним словом не обмолвившись как это сделать .

Новые угрозы коммуне.
В Копенгагене полиция устроила самую настоящую охоту на торговцев наркотиками, так как в это время в Дании получил широкое распространение героин. В Христиании же быстро шёл вверх показатель торговли гашишем, но всё чаще и чаще стали мелькать торговцы героином. Коммуна пыталась сотрудничать с полицией, чтобы очистить рынок от этих пушеров, однако шеф городской полиции пошёл на обман и вместо этого устроил массорованную облаву на продавцов травки.

Христиани пришлось принимать меры самостоятельно: были разработаны программы лечения наркоманов, проводились акции против торговцев. Подобные действия достигли своего пика в 1979-1980 годах, когда вошёл в силу запрет на ввоз героина. Всем нуждающимся было предложено лечение, а торговцы были изгнаны за пределы коммуны.

Однако даже в эти мрачные годы жизнь в городе била ключом. «Rockmaskinen» («Машина рока») в Fredens Ark (Арка Мира) стал домом для зарождающейся в Копенгагене панк-сцены. Десятки дворовых групп выступили здесь в первый раз. Так продолжалось до 1981 года, когда всё прекратилось из-за страха перед рокерами. В 1982 году правительство наняло частную фирму, чтобы составить план реконструкции территории. Поскольку христианцы много строили, разбивали парки и нарожали огромное количество детей, фирмой был предложен проект, предусматривающий развитие Христиании в качестве экспериментального города, где бы сохранялась определённая степень самоуправления.

Кампания клеветы.
В том же году социал-демократов сменили у власти консервативно настроенные либералы. Одновременно в соседней Швеции была развёрнута широкая клеветническая компания. Вольный город был объявлен центром торговли наркотиками всего Севера и вообще источником всякого зла. Ответом на это стала «Elsk Sverige» («Любите Швецию»). Христиания выехала в Швецию и завоевала Стокгольм, Гетеборг и Мальме своими кабаре, выставками и массовыми процессиями по городам.

В течении последующих лет политики забыли про Христианию, что позволило коммуне построить новые общественные предприятия и трудиться с большей надеждой на будущее. В Грей Халле прошли концерты в поддержку американских индейцев и конференции по Гренландии. Так завязывались отношения с другими этническими группами.

В 1987 году правительство опубликовало план «легализации» Христиании и создало комиссию, в чьи обязанности входило налаживание диалога между Христианией и государственными органами. В ответ на это Христиания представила доклад, в котором утверждалось, что коммуна в состоянии содержать строения и финансировать свои учреждения при условии некоторого снижения налогов. В этом случае различные магазины и предприятия могли бы отдавать свою прибыль коммуне, которая затем распределяла бы её для поддержки общественных учреждений.

Благоустройство и легализация.
Власти продолжали настаивать на легализации. От этого пострадало немало баров и ресторанов, которые были закрыты в начале 1989 года, несмотря даже на то, что их лицензии на продажу спиртного были в полном порядке. В том же году закон о Христиании «протащили» через Парламент вместе с планом благоустройства территории, составленным Министерством окружающей среда. Предполагалось, что он ляжет в основу «легализации» Христиании. Согласно плану, Христиания подлежала разделению на две части. Одна из них, с преобладанием сельской местности, должна была быть очищена от жителей. В другой, более урбанизированной, должно было быть разрешено продолжать эксперимент в рамках законодательства.

В связи с реализацией нового закона Министерство обороны, которому «принадлежала» Христиания, назначило «Секретариат». Этот «Секретариат» обнародовал в 1990 году доклад под названием «Цели и средства», в котором указывалось, как именно, он намерен проводить благоустройство и легализацию. Более 90 жителей Христиании высказали свой протест против этого плана. Возражения в основном касались разделения Христиании и сноса строений. В ответ на новые угрозы в 1990 году состоялась демонстрация «Kaerlighedserklaringen» («Декларация Любви»). Все жители Копенгагена были приглашены собственными глазами посмотреть на тот образ жизни, который отстаивали христианцы. Датский кинорежиссёр Нильс Вест снял фильм «Christiania – du har mit hjerte» («Моё сердце принадлежит Христиании»), который является очень личным документом о жизни в Вольном Городе.

Вперёд в будущее.
Появилась газета, информирующая датчан о жизни Христиании. Этой газетой стала «Nitten», которая должна была показать другую Христианию в отличии от той, чей образ пытались сформировать буржуазная пресса на протяжении всех 80х – трущоб, где царят преступность и насилие. На самом же деле, Христиания – это экологически ориентированный город с незначительной промышленностью и широким самоуправлением. В то время как Христиания добивается реализации собственного Зелёного Плана, Министерство обороны изо всех сил пытается склонить её к подписанию соглашения об использовании строений и территории. Об этом идут переговоры между Секретариатом и контактной группой Христиании составленным и представителей различных районов Вольного Города. 26 сентября 1991 года Христиания отметила свою двадцатую годовщину.

Празднование сопровождалось театральными представлениями, фантасмагориями, музыкой и выставками отражающими всю многообразность образа Вольного Города.

Правила поведения в Христиании:

  1. В Христиании запрещены автомобили. Оставьте свою машину у въёезда в город или лучше воспользуйтесь автобусом №8, который довезёт вас до Принсессегаде. Мотоциклы также запрещены, зато прогулки навелосипедах и пешком разрешены на вей территории Вольного Города.
  2. Выбрасывайте мусор только в специальные контейнеры. В некоторых местах предусмотрены системы сортировки мусора: «Kompost» для органических отходов, «flasker» для бутылок, «papir og pap» для бумаги и картона.
  3. Для отправления естественных нужд пользуйтесь туалетами.
  4. Уважайте чужое уединение. Просьба не входить в дома и на участки, где живут люди. На территории города есть достаточно много свободного пространства для пикников и тихого отдыха.
  5. Не фотографируйте людей без их разрешения. Никогда не фотографируйте на улицах или вблизи людных мест торговцев травкой.
  6. Не увозите с собой из города каких-либо животных, даже если они свободно гуляют по улицам. В центральном магазине можно найти людей, которые подарят вам домашнего любимца.
  7. Помните, что гашиш в Дании запрещён, и его хранение наказуемо. В Христиании также запрещены сильные наркотики – героин, кокаин, винт и т.д. Лица, уличённые в хранении сильных наркотиков, высылаются из города.


Великий ХИП
Home
KOMnOCT