Покидая Вавилон налегке.
(часть 3)

Белые растаманы даже Африку рассматривают скорее как аллегорию утопии, единения всех людей:? По их словам, это связано с тем, что человек происходит из Африки1. Интересно, что проповедник эзотерической мистики растафари в Англии белый журналист Скотти Беннет в 60е был одним из первых британских хиппи.

Удивительно, что именно в этой цветочной (не-летовской) ипостаси раста воспринимается и в тех странах, где чёрной диаспоры пока нет. Почему-то особенно по душе «добросердечная» раста пришлась в Польше, где она вовсе не считается редким казусом, но – одной из самых распространённых субкультур. Вот довольно незатейливое, но ценное как свидетельство, немного простодушное и забавное описание польским автором рок-фестиваля в Ярочине: «В совершенно ином ключе (сравнительно с панками) песни у исполнителя стиля рэггей, в них проглядывают философские мотивы растаманов. Этот стиль, очень популярный в Европе, в Польшу проник в 80е вместе с движением раста. В этих текстах содержится несколько простеньких мыслей: мир захватило многоликое зло, и для возрождения мира необходимо создать истинное всеобщее братство ...». Сами себя они называют «Что-то между растом (sic!) и геем» (вы подумали неправильно: почему-то так в Польше называют богему хиппового склада – Н.С.), и на вопрос, что они такое, отвечают: субкультура2. И вот ещё один наивный, но красноречивый фрагмент из той же книги: «Зохе 20 лет. Он учится в музыкальной школе. Зоха заплетает волосы в косички. Его любимые цвета: жёлтый, зелёный и красный. Он хиппи, а точнее растаман. «... Сегодняшние хиппи, – утверждает Зоха, - любят иногда называть себя растаманами». Зоха обожает хиппи... Движение же расты, которое пришло из Африки (?! – Н.С., ???!!! – Easy R.) , дополняет, по его мнению, хиппи. Ещё несколько лет назад не было ничего известно о поклонниках расты и о том, что они любят красоту и гармонию и не приемлют уродства, противостоят душевной чёртвости и болезням души, которыми заражает людей цивилизация и технический прогресс. Зоха старается соблюдать принципы расты ... (далее повествуется о вегетарианстве героя, любви к растительному миру и о том, что, хотя его избил панк, на панков он не серчает: «Ведь растаман считает панка своим братом».) ...»

«Суть этики движения расты в налаживании искренних отношений между людьми. Поэтому число его сторонников в Польше постоянно растёт. Хотя движение берёт начало в далёкой Эфиопии (живи Леннон в СССР, едва ли он стал бы писать «Героя рабочего класса», - Н.С.) и обожествляет императора Хайле Селассие, оно популярно не только среди чернокожего населения, борющегося с расизмом, но во всём мире. И Зоха знает причину: движение расты провозглашает прекрасные идеалы любви и братства...Ведь поклонники расты – это одна большая семья, они читают Библию, а в жизни стремятся к Абсолюту»3.

Конечно, главную роль в пробуждении интереса белых бунтарей к растафари, как и среди чёрной молодёжи, сыграла рэггей, тем более, что заряд «прогрессивного» и психоделического рока или прекраснодушных баллад в духе Джоан Баэз и Фила Окса был к тому времени исчерпан: «Белые мальчишки утратили своих кумиров. Джеггер стал преуспевающим членом общества, Дилан – благодушным семьянином, даже Леннон уже мало что мог добавить к сказанному раньше. И тут появляется это парень с потрясающими воображение закрученными локонами и поёт о «потоке и разграблении», об «оболванивающем образовании», «Возлюби своих братьев и тяни свой косяк». Мечты ожили»4. По словам Дж. Уиндерса: «...мы могли бы обратиться к Третьему миру в поисках революционного духа, который многие ощущают как сущность рок-н-ролла.., записи рэггей кажутся задуманными скорее как проповеди растафари, нежели как альбомы с записями популярной музыки…

Именно через музыку мы познакомились ближе с верованиями и обычаями одной из самых необычных субкультур в мире: растафариан» 5.

«Кажется парадоксальным, – удивляется американский музыкальный критик, – что патлатому ямайцу пришлось написать за нас политические гимны, которые мы, американцы, берём с собой в нелёгкие 80е. У Дилана крыша поехала от облома на пути к Иисусу, и Марли явно унаследовал его мантию поэта-проповедника». Далее идут рассуждения о том, что «белый рэггей» ПОЛИС – лишь подделка, рэггей же – музыка «послания», музыка надежды и «полная противоположность панковскому нигилизму»6.

По словам ещё одного американца, Кеннета Билби, «рэггей – это много больше, чем просто музыкальный саунд, вибрирующий, накатывающийся волнами размер. Это бораз жизни... Занятно, что эта чёрная милленаристская религия спасения, культ, проповедающий возвращение в Африку, крепко укоренённый в особенностях социальной истории Ямайки, окажется столь зачаровывающим для американской молодёжной аудитории 70х. Без лишних рассуждений на эту тему, стоит упомянуть что растафарианизм разделяет определённые внешние черты с ранним сан-францисским периодом движения хиппи, такие, как парадоксальная кое в чём философия Мира и Любви», зацикленность на марихуане и предпочтение, отдаваемое длинным волосам. Хотя на этом общность побуждений и целей заканчивается, вокруг растафарианского триумвирата из политики, наркоты и музыки выстроилась некая мистическая аура»7. «В отличие от Европы, - цитирует Билби другого соотечественника, - в США рэггей более покорила белую богему, чем чёрную молодёжь: шик рэггей превратился в некий радикальный шик, и это, возможно, было одно из причин того, что аудитория в гетто осталась к нему довольно безразличной. Зато песни рэггей настолько своеобразны, соблазнительно политизированы, ...темы, которые они затрагивают, - это амброзия для вкусов белой молодёжи из среднего класса: мир должен быть справедливей, люди должны любить друг друга, а марихуану надо легализовать... Политическая утопия рэггей достаточно проста, чтобы быть понятной каждому, и достаточно экзотична, чтобы потрясти и вдохновить белую американскую аудиторию»8.

Правда, некоторые утверждают, что в рэггей белые нонконформисты увидели не совсем то, что там на самом деле содержалось: «Рэггей всегда была неотделима от растафарианизма. Хотя она привлекает множество белых, «потаённый» смысл рэггей остаётся сокрытым. В Британии братства растафариан тащатся от этой музыкии вникают в символизм текстов, который белые по-прежнему истолковывают неверно»9. Хотя, может быть, как раз именно белые последователи смогли правильно, без толкания смурных телег, груженых националистическими прокламациями, усвоить главную суть растафари?

В 70е годы Ямайка становится местом паломничества хиппи, не таким оживлённым, как Непал или Индия, но зато ближе расположенным10.

Интересен взгляд «с другой стороны»: растафари тут же признают в хиппи своих. Герой романа Теллуэлла, увидев заезжих хиппи. Воспринимает их как «белых растаманов», «американских дрэдлокс»11.

Влияние было обоюдным. Как свидетельствует Тимоти Уайт, автор лучшего жизнеописания Боба Марли и самой кропотливой дискографии Марли иего ближайшего окружения, «Ямайка – страна с немногочисленным, но одержимым претенциозно средним классом, поэтому движение американских хиппи до поры до времени не проникло на остров. И только когда материально вполне обеспеченные заскорузлые (hardcore) хиппи-скитальцы, устоявшие в конце 60х, двинулись в начале 70х в готовенький (ready-made – термин Марселя Дюшана; кто знает – поймёт скрытый прикол – Н.С.) рай ... на тропических островах, они открыли Ямайку. Эти загорелые молодые имущие, вырядившиеся неимущими, разбили лагеря-коммуны на пляжах ... (следуют типографические детали)... Кажется, было лишь поверхностное сходство между богатыми хиппи и растаманами; первым в наследство достались средства, позволившие повернуться к обществу задницей, вторым – убеждения. Растаман знал, что у него нет выбора; хиппи, красуясь, говорили то же самое, сидя полуобнажёнными во внутреннем дворике кафе и потягивая ром. Молодых ямайцев из среднего класса так и тянуло к этим тусовкам и хеппенингам, и они стали подражать внешнему антуражу расты (показательно: расты, а не хиппи, т.е. воспринимая расту как абсолютно точный «чёрный» эквивалент «власти цветов» - Н.С.), но они совершенно наплевательски относились к строгим пищевым запретам, религиозным верованиям и смиренно подлинных дрэдов. То же самое сделали и руд бойз ... Кампания по раскрутке туристского бизнеса преуспела, в основном, в привлечении американских хиппи, которые, в свою очередь, открыли и прославили как раз ту сторону ямайской культуры, которую правительство в последнюю очередь хотело бы рекламировать: растафариан – смурной мистический культ, состоящий из бедолаг, ежедневно моливших, чтобы весь этот остров погрузился в море под градом огня и серы, в то время как прочее население молилось о ниспослании микроволновых плит, цветных телевизоров и молодых врачей и адвокатов, которые бы женились на их дочках».

Ну а дальше всё покатилось стремительно и головокружительно – вплоть до громкого успеха производного от рэггей попсового стиля Lover’s Rock (по замечанию английского критика, похожего на «рэггей корней», как Маргарет Тэтчер на Розу Люксембург), упокоению в модном небрежно-растрёпанном дендистском стиле «reggamuffin» (производное от reggae и ragamuffin – «оборванец»), уже попсовогедонистической эклектике из расты и хип хоп, и нелепой попытки Дэвида Кореша (нового Чарльза Мэнсона) использовать обаяние посмертной славы Боба Марли для своей кладбищенской затеи.

Но и это всё тоже уже совсем-совсем другая история ...

P.S. Вавилон в себе самом можно нейтрализовать ненавистью, а можно – любовью. Может быть, способ зависит от контекста, а может, - как в панке и хиппизме, от душевного склада. Раста использовала и то, и другое, и многого достигла. Когда возникает ощущение, что ты со всех сторон обложен Системой Вавилона, втиснут в её тесный лабиринт, и некуда бежать, - позавидуешь: вот бы и нам всем было бы куда вернуться душою. Желательно – никуда не переезжая. Вот бы и нам найти такой надёжный миф («Я так хотел бы опираться на платан...»). Вместо того дурного абсурдного мифа, персонажами которого мы поневоле стали и того чистого и прекрасного, но неверного и призрачного, героями которого мы себе только кажемся.

... We’re the generation
Who trod through great tribulation
We know where we’re going
We know where we’re from
We’re leaving Babylon
Into our Father’s land...
Exodus –
Moving of Jah People ...


Н.Сосновский
специально для Easy Rider

Примечания:

  1. Jones S., Op.cit., p.171-172.
  2. Енджеевский М., Тусовка – М., 1988, с.229,209. К сожалению, в отличие от ямайских, африканских и британских растаманов, с польскими я никогда не встречался и польских группах раста-рэггей БАКШИШ, ИЗРАЭЛЬ и НЕЗАВИСИМОСТЬ ТРЕУГОЛЬНИКОВ знаю только понаслышке. Но судя по обилию растаманов на страницах этой книги (надо сказать растаманы – едва ли не единственные персонажи этой книги, вызывающие у её автора, несмотря на туманное представление о расте, симпатию), растафари в Польше действительно выступает эквивалентом хиппи (см. стр. 103, 184, 243)
  3. Там же, с.232-238. В том же духе у Енджеевского идут рассуждения Зохи о Бобе Марли, лечебных травах и т.д.
  4. Black Echoes – L., 26/VI 1976, p.12.
  5. Winders J., Reggae, Rastafarians and Revolution: Rock Music in the Third World// Journal of Popular Culture – Bowling Green, Ohio, 1983, Vol.17, n.1, pp.71,62.
  6. L.A.Weekly. nov.30-dec.6, 1979, vol.1, n.52.
  7. Bilby K., The impact of Reggae in the United States // Popular Music and Society. Bowling Green, Ohio, 1977, vol.V, n.5, p.18.
  8. Ibid, p.20.
  9. Williams K.M., The Rastafarians – L.1985, p.46.
  10. «Американские хиппи, приверженцы естественности, открыли их (растаманов) для себя, и ныне они ежегодно совершают паломничество из Америки на Ямайку» (Barrett L.E., Soul Force – N.Y., 1974, p.188).
  11. Thelwell M., The Harder They Come – L., 1980, p.322.
Home
KOMnOCT